Написание программ на чистом WinAPI
.
Попробуем написать с Вами программу, которая не будет пользоваться VCL, а будет использовать вызовы функций Windows API.
Приложения такого типа нужны, когда размер исполняемого файла является критичным. Например, в инсталяторах, деинсталяторах, самораспаковывающихся архивах и т.п. В крайнем случае, для того чтобы посмотреть какую работу выполняет за нас VCL, и что из себя представляет Windows-программа.
На самом деле все очень просто...
Для этого нам необходимо:
1. Зарегистрировать класс окна для окна главной формы.
var
wcx: TWndClass;
begin
//Заполняем структуру TWndClass
// перерисовываем, если размер изменяется
wcx.style := CS_HREDRAW or CS_VREDRAW;
// адрес оконной процедуры
wcx.lpfnWndProc := @MainWndProc;
wcx.cbClsExtra := 0;
wcx.cbWndExtra := 0;
// handle to instance
wcx.hInstance := hInstance;
// загружаем стандандартную иконку
wcx.hIcon := LoadIcon(0, IDI_APPLICATION);
// загружаем стандартный курсор
wcx.hCursor := LoadCursor(0, IDC_ARROW);
// делаем светло-cерый фон
wcx.hbrBackground := COLOR_WINDOW;
// пока нет главного меню
wcx.lpszMenuName := nil;
// имя класса окна
wcx.lpszClassName := PChar(WinName);
// Регистрируем наш класс окна.
Result := RegisterClass(wcx) <> 0;
end;
2. Написать подпрограмму обработки оконных сообщений.
LParam: Longint): Longint; stdcall; export;
begin
//подпрограмма обработки сообщений
case AMessage of
WM_DESTROY: begin
PostQuitMessage(0);
Exit;
end;
else
Result := DefWindowProc(Window, AMessage, WParam, LParam);
end;
end;
3. Создать главное окно приложения.
begin
// Создаем главное окно.
Result := CreateWindow(
// имя класса окна
PChar(WinName),
// заголовок
'Small program',
// стандартный стиль окна
WS_OVERLAPPEDWINDOW,
// стандартные горизонтальное, вертикальное положение, ширина и высота
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
0,//нет родительского окна
0,//нет меню
hInstance, // handle to application instance
nil); // no window-creation data
end;
4. Написать тело программы.
hwndMain: HWND;
AMessage: msg;
begin
if (not InitApplication) then
begin
MessageBox(0, 'Ошибка регистрации окна', nil, mb_Ok);
Exit;
end;
hwndMain := InitInstance;
if (hwndMain = 0) then
begin
MessageBox(0, 'Ошибка создания окна', nil, mb_Ok);
Exit;
end
else
begin
// Показываем окно и посылаем сообщение WM_PAINT оконной процедуре
ShowWindow(hwndMain, CmdShow);
UpdateWindow(hwndMain);
end;
while (GetMessage(AMessage, 0, 0, 0)) do
begin
//Запускаем цикл обработки сообщений
TranslateMessage(AMessage);
DispatchMessage(AMessage);
end;
Halt(AMessage.wParam);
end.
5. Запустить программу на исполнение.;)
Наша программа пока только может немногое - отображать форму, и закрываться после нажатия на кнопку закрытия формы... Но посмотрите на размер исполняемого файла - он больше чем на порядок меньше созданного с использованием VCL.
Полный текст програмы:
uses Windows, Messages;
const
WinName = 'MainWClass';
function MainWndProc(Window: HWnd; AMessage, WParam,
LParam: Longint): Longint; stdcall; export;
begin
//подпрограмма обработки сообщений
case AMessage of
WM_DESTROY: begin
PostQuitMessage(0);
Exit;
end;
else
Result := DefWindowProc(Window, AMessage, WParam, LParam);
end;
end;
function InitApplication: Boolean;
var
wcx: TWndClass;
begin
//Заполняем структуру TWndClass
// перерисовываем, если размер изменяется
wcx.style := CS_HREDRAW or CS_VREDRAW;
// адрес оконной процедуры
wcx.lpfnWndProc := @MainWndProc;
wcx.cbClsExtra := 0;
wcx.cbWndExtra := 0;
// handle to instance
wcx.hInstance := hInstance;
// загружаем стандандартную иконку
wcx.hIcon := LoadIcon(0, IDI_APPLICATION);
// загружаем стандартный курсор
wcx.hCursor := LoadCursor(0, IDC_ARROW);
// делаем светло-cерый фон
wcx.hbrBackground := COLOR_WINDOW;
// пока нет главного меню
wcx.lpszMenuName := nil;
// имя класса окна
wcx.lpszClassName := PChar(WinName);
// Регистрируем наш класс окна.
Result := RegisterClass(wcx) <> 0;
end;
function InitInstance: HWND;
begin
// Создаем главное окно.
Result := CreateWindow(
// имя класса окна
PChar(WinName),
// заголовок
'Small program',
// стандартный стиль окна
WS_OVERLAPPEDWINDOW,
// стандартные горизонтальное, вертикальное положение, ширина и высота
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
0,//нет родительского окна
0,//нет меню
hInstance, // handle to application instance
nil); // no window-creation data
end;
var
hwndMain: HWND;
AMessage: msg;
begin
if (not InitApplication) then
begin
MessageBox(0, 'Ошибка регистрации окна', nil, mb_Ok);
Exit;
end;
hwndMain := InitInstance;
if (hwndMain = 0) then
begin
MessageBox(0, 'Ошибка создания окна', nil, mb_Ok);
Exit;
end
else
begin
// Показываем окно и посылаем сообщение WM_PAINT оконной процедуре
ShowWindow(hwndMain, CmdShow);
UpdateWindow(hwndMain);
end;
while (GetMessage(AMessage, 0, 0, 0)) do
begin
//Запускаем цикл обработки сообщений
TranslateMessage(AMessage);
DispatchMessage(AMessage);
end;
Halt(AMessage.wParam);
end.
Последний раз мы рассмотрели пару ф-й и их особенности(FindWindow,
GetWindow и GetWindowText), однако несмотря на это были вопросы
именно на эту тему - вывод : торопитесь ребята. Старайтесь по
максимуму использовать, то что у Вас уже есть.
Итак вдогонку к 12-у выпуску хочется отметить, что при поиске окон,
как отмечалось, нужен класс и имя, так вот - если Вы ищите DOS-окно,
то его класс всегда = 'tty'.
Сегодня рассмотрим некоторые вспомогательные функции, которые немного
облегчают и нашу жизнь, и программу в целом.
Получить каталог Windows( вдруг при установке Вы назвали его Unix :) ).
var
s1 : array[0..254] of Char;
...
GetWindowsDirectory(s1,255);
В s1 получим искомый путь.
Один момент - не надо описывать s1 просто как PChar, иначе
при выполнении получите неприятное сообщение.
Анологично можно найти и системный каталог. Это тоже важно, поскольку,
например для Win9x это 'Windows\System', а для NT 'System32'.
GetSystemDirectory(s1,255);
255 - это длинна строки. Отдельно подчеркну, что очень рекомендую вместо
этого числа ставить переменную Max_Path, содержащую в себе максимальную
длинну пути в Вашей операционной системе.
Еще очень интересная функция. Она позволяет запретить или разрешить все
действия с окном пользователю.
EnableWindow(H:Hwnd,t:Boolean);
Где h-дескриптор окна, если сказать Application.Handle, то свое окно.
t=False - запретить действия, True - разрешить.
Ну и все с Api - функциями на этом.
Отправить комментарий