Обмен информацией по TCP/IP-протоколу

Обмен информацией по TCP/IP-протоколу Обмен информацией по TCP/IP-протоколу © 2004 Рудюк С.А.rudjuk.kiev.ua Часто возникает необходимость обмениваться данными между программами на разных компьютерах. Например, это необходимо в чатах, или в программах, которые должны реагировать одновременно на одно и то же событие. Обмен информации между компьютерами можно реализовать большим количеством способов. В данной статье я рассмотрю обмен данными по протоколу TCP/IP. Компоненты для обмена данными по TCP/IP Для обмена данными по протоколу TCP/IP будем использовать три Indy-компоненты: TIdTCPServer TIdTCPClient TIdThreadMgrDefault Клиентская компонента предназначена для посылки и приёма сообщений, а серверная компонента - для приёма сообщения и рассылки клиентским компонентам. <> Программа состоит из двех частей: серверная, на которой стоит серверная компонента, можно на неё ещё поставить и клиентскую компоненту - для тестирования клиентской части и возможности генерации сообщений с серверной программы. На клиентской части - стоит только клиентская компонента. Эта часть предназначена только для посылки и приёма сообщений. Серверная часть Установим на форму в программе серверной части компоненты TIdTCPServer , TIdThreadMgrDefault . Свяжите свойство ThreadMgr компоненты TIdTCPServer с компонентой TIdThreadMgrDefault. Для запуска сервера хватит установить свойство компоненты в True:

Server.Active := True;
Protocol.Lines.Add('=== Запуск сервера ====');
Для остановки сервера - в False:
Server.Active := False;
Protocol.Lines.Add('=== Сервер остановлен====');

Для регистрагистрации подключенного компьютера следует определить событие OnConnect в компоненте TIdTCPServer.

var

NewClient: PClient;

begin

GetMem(NewClient, SizeOf(TClient));

NewClient.DNS := AThread.Connection.LocalName;

NewClient.Connected := Now;

NewClient.LastAction := NewClient.Connected;

NewClient.Thread := AThread;

AThread.Data:=TObject(NewClient);

try

Clients.LockList.Add(NewClient);

finally

Clients.UnlockList;

end;

Protocol.Lines.Add(TimeToStr(Time)+' Соединение компьютера: "'+NewClient.DNS+'"');

end;

Для регистрации отключения клиента необходимо определить событие ServerDisconnect.

var

ActClient: PClient;

ConnN: integer;

begin

ActClient := PClient(AThread.Data);

Protocol.Lines.Add (TimeToStr(Time)+' Отсоединение компьютера: "'+ActClient^.DNS+'"');

try

Clients.LockList.Remove(ActClient);

finally

Clients.UnlockList;

end;

FreeMem(ActClient);

AThread.Data := nil;

end;

Обработка команд (рассылка) на серверной части осуществляется с помощью события OnExecute.

var

ActClient, RecClient: PClient;

CommBlock, NewCommBlock: TCommBlock;

RecThread: TIdPeerThread;

i, ConnN: Integer;

itmp: integer;

begin

if not AThread.Terminated and AThread.Connection.Connected then

begin

AThread.Connection.ReadBuffer (CommBlock, SizeOf (CommBlock));

ActClient := PClient(AThread.Data);

ActClient.LastAction := Now; // update the time of last action

// Регистрация компьютера

if (RusUpperCase(CommBlock.Command) = RusUpperCase(cmRegisterComp)) then

begin

Protocol.Lines.Add(' Регистрация компьютера: '+RusUpperCase(CommBlock.ComputerName));

meConnected.Lines.Add(RusUpperCase(CommBlock.ComputerName));

RefreshConnected;

RefreshConnectedComps;

RefreshGolosProcess;

// AThread.Connection.WriteBuffer (NewCommBlock, SizeOf (NewCommBlock), true); // and there it goes...

end

// Удаление компьютера

else if (RusUpperCase(CommBlock.Command) = RusUpperCase(cmUnRegisterComp)) then

begin

Protocol.Lines.Add(' Удаление компьютера: '+RusUpperCase(CommBlock.ComputerName));ConnN

:=FindConnComp(RusUpperCase(CommBlock.ComputerName));

if ConnN<>-1

then meConnected.Lines.Delete(ConnN);

RefreshConnected;

RefreshConnectedComps;

RefreshGolosProcess;

// AThread.Connection.WriteBuffer (NewCommBlock, SizeOf (NewCommBlock), true); // and there it goes...

end

// Регистрация ответов

else if (RusUpperCase(CommBlock.Command) = RusUpperCase(cmAnswerQuest)) then

begin

if mdGolos.Locate('CompName',RusUpperCase(CommBlock.Msg),[loCaseInsensitive]) then

begin

mdGolos.Edit;

mdGolosCONN.Value:=True;

mdGolos.Post;

end;

RefreshGolosProcess;

// AThread.Connection.WriteBuffer (NewCommBlock, SizeOf (NewCommBlock), true); // and there it goes...

end

// Различные сообщения

else if (CommBlock.Command = {'MESSAGE'}cmMess) or (CommBlock.Command = 'DIALOG') then

begin // 'MESSAGE': A message was send - forward or broadcast it

// 'DIALOG': A dialog-window shall popup on the recipient's screen

// it's the same code for both commands...

if CommBlock.ReceiverName = '' then

begin // no recipient given - broadcast

Protocol.Lines.Add (TimeToStr(Time)+' Получение сообщения от '

+CommBlock.MyUserName+' '+CommBlock.Command+': "'+CommBlock.Msg+'"');

NewCommBlock := CommBlock; // nothing to change ;-))

with Clients.LockList do

try

for i := 0 to Count-1 do // iterate through client-list

begin

RecClient := Items[i]; // get client-object

RecThread := RecClient.Thread; // get client-thread out of it

RecThread.Connection.WriteBuffer(NewCommBlock, SizeOf(NewCommBlock), True); // send the stuff

end;

finally

Clients.UnlockList;

end;

end

else

begin // receiver given - search him and send it to him

NewCommBlock := CommBlock; // again: nothing to change ;-))

Protocol.Lines.Add(TimeToStr(Time)+' Посылка '+CommBlock.Command+' к "'+CommBlock.ReceiverName+'": "'+CommBlock.Msg+'"');

with Clients.LockList do

try

for i := 0 to Count-1 do

begin

RecClient:=Items[i];

if RecClient.DNS=CommBlock.ReceiverName then // we don't have a login function so we have to use the DNS (Hostname)

begin

RecThread:=RecClient.Thread;

RecThread.Connection.WriteBuffer(NewCommBlock, SizeOf(NewCommBlock), True);

end;

end;

finally

Clients.UnlockList;

end;

end;

end

else

begin // unknown command given

Protocol.Lines.Add (TimeToStr(Time)+' Unknown command from "'+CommBlock.MyUserName+'": '+CommBlock.Command);

NewCommBlock.Command := 'DIALOG'; // the message should popup on the client's screen

NewCommBlock.MyUserName := '[Server]'; // the server's username

NewCommBlock.Msg := 'I dont understand your command: "'+CommBlock.Command+'"'; // the message to show

NewCommBlock.ReceiverName := '[return-to-sender]'; // unnecessary

AThread.Connection.WriteBuffer (NewCommBlock, SizeOf (NewCommBlock), true); // and there it goes...

end;

end;

end;

Здесь я реализовал дополнительную регистрацию компьютера с помощью команды cmRegisterComp='REGISTER', и дополнительно посылку сообщения, что компьютер отключился: cmUnRegisterComp='UNREGISTER'.
При передаче сообщения передаётся сообщения типа TCommBlock. Это тип данных мы можем изменять по необходимости. В данном блоке я объявил переменную для идентификации ComputerName компьютера.

TCommBlock = record // the Communication Block used in both parts (Server+Client)

Command,

MyUserName, // the sender of the message

Msg, // the message itself

ReceiverName: string[100]; // name of receiver

ComputerName: String[100]; // Название компьютера, посылающего сообщение

end;

Поле Command - команда, котора посылается с клиентского места. MyUserName - имя пользователя, который посылает сообщение.Msg - Текст сообщения.ReceiverName - название компьютера-получателя сообщения, если это поле будет пустым, то сообщение будет отправляться всем компьютерам.
Клиентская часть
Через клиентскую компоненту мы можем отправлять сообщения, а так же получать сообщения от других сообщений.
Установим на форму клиентского приложения компоненту TIdTCPClient .
Установим на форму кнопки Подключиться и Отключиться.
Обработчик кнопки Подключиться:

IncomingMessages.Lines.Add('===Подключение к серверу===');

Client.Host:=DBInfo.IBaseServerName;

Client.Connect(10000); // in Indy < 8.1 leave the parameter away

ClientHandleThread := TClientHandleThread.Create(True);

ClientHandleThread.Cli:=Client;

ClientHandleThread.EventMest:=FEventMess;

ClientHandleThread.Str:=IncomingMessages.Lines;

ClientHandleThread.FreeOnTerminate:=True;

ClientHandleThread.Resume;

RegComp;

except

on E: Exception do MessageDlg ('Ошибка подключения:'+#13+E.Message, mtError, [mbOk], 0);

end;

В кнопке Отключиться прописываем:

if Client.Connected then

begin

ClientHandleThread.Terminate;

Client.Disconnect;

end;

Тип TClientHandleThread предназначен для обработки команд с клиентской стороны.

TEvent_Mesto = procedure(Sender: TObject) of object;

....

TClientHandleThread = class(TThread)

private

procedure HandleInput;

public

Str: TStrings;

Cli: TIdTCPClient;

protected

procedure Execute; override;

public

CB: TCommBlock;

FEventMest: TEvent_Mesto;

published

property EventMest: TEvent_Mesto read FEventMest write FEventMest;

end;

....

var

ClientHandleThread: TClientHandleThread; // variable (type see above)

....

procedure TClientHandleThread.Execute;

begin

while not Terminated do

begin

if not Cli.Connected then

Terminate

else

try

Cli.ReadBuffer(CB, SizeOf (CB));

Synchronize(HandleInput);

except

end;

end;

end;

....

procedure TClientHandleThread.HandleInput;

begin

if Assigned(EventMest) then EventMest(Self);

// Обработка команд

if RusCompare(CB.Command,'MESSAGE') Or (RusCompare(CB.Command,cmdSendPrav)) or (RusCompare(CB.Command, cmdAskPrav)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdNewGame)) or (RusCompare(CB.Command,cmdEndGame)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdNewTur)) or (RusCompare(CB.Command,cmdEndTur)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdRunShellAll)) or (RusCompare(CB.Command,cmdRunShell)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdSendActiveWinAll)) or (RusCompare(CB.Command,cmdSendActiveWin)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdMinimizeWin)) or (RusCompare(CB.Command,cmdMinimizeWinAll)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdCloseWin)) or (RusCompare(CB.Command,cmdCloseWinAll)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdSendUserName)) or (RusCompare(CB.Command,cmdSendPassword)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdGolos)) or (RusCompare(CB.Command,cmdGolosSended)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdGolosEkspert)) or (RusCompare(CB.Command,cmdRefreshInfo)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdRefreshInfoAll)) or (RusCompare(CB.Command,cmdSendMessage)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdSendMessageAll)) or (RusCompare(CB.Command,cmdSendMessageAdmin)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdClearMessages)) or (RusCompare(CB.Command,cmdClearMessgesAll)) or

(RusCompare(CB.Command,cmdReconnected)) or (RusCompare(CB.Command,cmdReconnectedAll))

or (RusCompare(CB.Command,cmdSetOcenk))

or RusCompare(CB.Command, cmdRegComp)

then Str.Add (CB.MyUserName + ': ' + CB.Msg)

else

if RusCompare(CB.Command,'DIALOG') then

MessageDlg ('"'+CB.MyUserName+'" посылаем сообение:'+#13+CB.Msg, mtInformation, [mbOk], 0)

else // unknown command

MessageDlg('Команда "'+CB.Command+'" содержит это сообщение:'+#13+CB.Msg, mtError, [mbOk], 0);

end;

...

В процедуре HandleInput перхватываются сообщения. В событии EventMest мы можем определить процедуру, которая будет выполняться при получении сообщения.
Помещаем на форму кнопку Послать, поле ввода Сообщение, и список Команда, где будут перечислены все доступные команды.
В обработчике щелчка кнопки опишем команду посылки сообщения:

var

CommBlock : TCommBlock;

begin

inherited;

// Команда, которую мы посылаем

CommBlock.Command := RusUpperCase(EditCommand.Text);

// Названеи компьютера

CommBlock.MyUserName := Client.LocalName;

// Текст сообщения

CommBlock.Msg := EditMessage.Text;

// Название компьютера, которому мы посылаем сообщение

CommBlock.ReceiverName := EditRecipient.Text;

// Название компьютера, который посылает сообщение

CommBlock.ComputerName := RusUpperCase(Client.LocalName);

Client.WriteBuffer (CommBlock, SizeOf (CommBlock), true);

end;

Copyright© 2004 Рудюк С.А.

Отправить комментарий

Проверка
Антиспам проверка
Image CAPTCHA
...